При покупке франшизы Вы вкладываете довольно серьезные деньги, и при всем этом успех дела не полностью зависит от Вас. Немаловажным является уровень компании, которая строит свой бизнес на принципах франчайзинга. Поэтому очень важно узнать как можно больше о компании-франчайзере перед тем, как выложить деньги за франшизу. Вот десять наиболее важных вопросов, которые Вам необходимо задать:
- К какому типу относится данная франшиза?
Большинство франшиз являются так называемыми «франчайзинговыми пакетами» — это такие виды бизнеса как фаст-фуды, небольшие магазины или мотели, которые продаются вместе с разработанной компанией-франчайзером бизнес-моделью. В эту бизнес-модель входит все, начиная от финансовых аспектов и заканчивая основными принципами найма работников. «Товарные франшизы» — это такие виды бизнеса как, например, торговля автомобилями и сервисные, заправочные станции, которые существуют, в основном, для распространения товаров компании-франчайзера. Владельцы товарных франшиз, как правило, имеют больше контроля над своим делом. - Применим ли данный вид деятельности к франчайзинговой модели?
Успех фаст-фуд бизнеса во многом зависит от узнаваемости торговой марки (брэнда) и продуктов франчайзера. Однако это вряд ли может быть применимо к мойке машин. - Какая информация содержится в договоре на право использования брэнда и договоре франчайзинга (коммерческой концессии)?
В этих документах обычно содержатся основные факты о компании-франчайзере. Внимательно их прочтите. Из них Вы можете узнать факты из истории компании, информацию о коммерческих достижениях и, возможно, самое важное — данные о других франшизах. - Сколько франшиз имеет франчайзер?
Большое количество предприятий, работающих с франшизами компании, свидетельствует об успешном, хорошо организованном бизнесе. Однако, будьте осторожны — если другие франчайзи данной компании расположены рядом с Вами, Вам придется делить прибыль с конкурентом, хотя и под одним брендом. - Какова цена франшизы?
Исследование, проведенное Международной Ассоциацией Франчайзинга в 1996 году, показывает, что 95% франшиз стоит менее $40,000. Однако франшиза, которая является частью крупной хорошо развитой сети, может стоить значительно дороже. - Сколько Вы будете платить роялти?
Франчайзеры обычно устанавливают роялти в размере от 3 до 6% от доходов франчайзи. В некоторых компаниях роялти может быть значительно выше или вообще отсутствовать. - Сколько денег Вы реально можете заработать?
Прогнозы франчайзера могут казаться оптимистичными. Однако попробуйте получить информацию о доходах других франчайзи. - Можете ли Вы работать с этими людьми?
Когда Вы покупаете франшизу, Вы начинаете долгий, тяжелый путь. Поэтому Вам следует наладить хорошие отношения с новыми «боссами». Постарайтесь узнать об отношениях компании-франчайзера с другими франчайзи. - Как Вам будет помогать франчайзер?
Франчайзер может помочь Вам выбрать место для Вашего бизнеса, провести переговоры по поводу аренды, собеседования с будущими работниками, получить необходимые разрешения и лицензии, предоставить необходимое оборудование, обеспечить рекламную поддержку, обучить персонал и т.д. Спросите, чем Вам может помочь франчайзер и получите от него ответ в письменном виде, закрепленном в договоре франчайзинга (коммерческой концессии). - Является ли покупаемая Вами франшиза легитимной?
Иногда франчайзеры могут обманывать новых неопытных франчайзи. Проконсультируйтесь с другими франчайзи, Ассоциацией франчайзинга и государственными органами на предмет легитимности покупаемой Вами франшизы.