Потенциал франчайзинга на отсталых рынках

Международный франчайзинг значительно развился, начиная с шестидесятых годов, благодаря нескольким факторам. Перенасыщение рынка, растущая конкуренция и уменьшение доходов на рынке в своей стране заставили многих франчайзеров попытать счастья за рубежом, где благоприятные макроэкономические, демографические и политические факторы определили их выбор конкретного рынка (страны). Вначале, франчайзеры страны-прародительницы франчайзинга — США, пробовали распространять свои сети в сходных в культурном и экономическом плане странах — Канаде и Западной Европе. Однако, в последние годы, спектр бизнес возможностей в этих странах также значительно сузился, и международные франчайзеры начали искать возможностей на отсталых рынках.

Восемьдесят процентов населения всего мира живет в странах с отсталыми рынками. Согласно исследованиям, проведенным Торговой палатой США, более 75% ожидаемого роста в международной торговле за следующие двадцать лет будет происходить за счет торговли с развивающимися странами, особенно с большими отсталыми рынками, которые охватывают более половины всего населения планеты, однако всего 25% ВВП. Не смотря на потенциал, отсталые рынки представляют собой «крепкий орешек» для франчайзеров, которые ранее пробовали свои силы в развитых странах со стабильной экономикой.

Оценивая экономический потенциал на отсталых рынках, для международных франчайзеров, планирующих «экспансию», очень важно выбрать подходящий способ вхождения на рынок, а также проработать структуры платежей для своей франчайзинговой системы. Тремя основными показателями, которые следует оценить международным франчайзерам, являются ВВП на душу населения, численность населения и общий уровень роста экономики.

Отсталые рынки часто классифицируют на основе их ВВП на душу населения. Эта величина используется потому, что она достаточно четко отражает уровень дохода населения, а также общее экономическое и политическое благосостояние страны. Однако если ее использовать неправильно, это может значительно исказить общую картину экономического потенциала государства. При оценке экономического потенциала очень важно привести ВВП на душу населения в соответствие с таким показателем, как покупательная способность. Сделать это стоит по той причине, что цены и прожиточный минимум в развивающихся странах значительно ниже, чем в экономически развитых. Таким образом, покупательная способность граждан страны может быть больше, чем показывают официальные данные о ВВП на душу населения.     Численность населения является также ключевым фактором при оценке экономического потенциала, который также при неправильном подходе может ввести в заблуждение. Страны с населением более 1 миллиарда человек, Китай и Индия (два крупнейших отсталых рынка), считаются наиболее «лакомыми кусочками» для экспансии. Однако на самом деле, большая часть населения этих стран не имеет достаточного дохода, чтобы позволить себе покупать «западные» товары и не проживают в крупных мегаполисах, где можно получить доступ к товарам и услугам иностранных франчайзеров. Например, в Китае интерес для международных франчайзеров могут представлять только три крупнейших города — Пекин, Шанхай и Гуанчжоу.

Показатель роста экономики также является важным для анализа потенциала рынка. В то время как развитые страны показывают очень низкий уровень роста экономики, много развивающихся стран показывают значительный уровень роста ВВП и ВВП на душу населения. Такая статистика должна привлекать международных франчайзеров, так как такие показатели, как правило, свидетельствуют о росте неудовлетворенного спроса на товары «западного» образца, уменьшают политические и социальный риски, а также говорят о росте среднего класса. По мнению многих экспертов, существование среднего класса является наиболее значимым фактором при оценке, является ли страна подходящей для иностранного франчайзера.